Не про SEO

Из опыта работы: «Он не то, чем кажется»

Что делать, когда происходит резкое падение трафика из поиска. Или рост...

 

 Обратились недавно ко мне (практически с разницей в месяц) двое знакомых компаний, практически с одной и той же проблемой. Необъяснимое изменение объема трафика с поисковых систем. Только у одних — со знаком минус (внезапно, в один день, сократился в два раза), а у вторых — наоборот, необъяснимо вырос. Тоже, практически, в разы.

И те, и другие, испугались, распереживались — когда непонятно, что происходит с твоим сайтом, всегда пугает.

Начали разбираться.

1 случай - когда трафик внезапно вырастает

Там, где трафик вырос — стали смотреть, что за люди переходят, откуда, что ищут, какие показатели.

Картина получилась красивая — показатель отказов — 100%, время, проведенное на сайте — 0:00, Яндекс Метрика определяет их, как роботов.

Вопрос: что за атака, и зачем?

Попытка ддосить — через запросы в поиске — очень странно. Все равно, что забивать микроскопом гвозди, простите за избитое сравнение.

Стали изучать, откуда эти роботы приходят.

До этой атаки практически весь трафик шел из России, процентов на 70 — 80 — из Москвы — это и понятно, услуги, предоставляемые компанией, местные, Московские, из других регионов ехать за ними в Москву неудобно, под боком свои обычно есть.

А в дни необъяснимого роста трафика с поиска — заходы и с Украины, из Казахстана, из Молдовы…

Тут все прояснилось. Скорее всего конкуренты заказали накрутку поведенческих факторов, чтобы Яндекс пессимизировал данный сайт в выдаче на пол-года. Метод, конечно, некрасивый, но при сильной конкуренции обычно ничем не брезгуют.

Вот только не знали конкуренты, что данный метод не действует… и они впустую слили свой бюджет. Лучше б потратили его на развитие своего сайта или контент-маркетинг.

Ибо, Яндекс — не глупая машина, которая выкидывает всех, у кого внезапно растет бот-трафик из поисковых систем. Там, во-первых, сидят достаточно умные люди, а во-вторых, сами алгоритмы самообучающиеся (да-да, тот самый Матрикс.нет).

Если бы так просто можно было бы завалить конкурентов, закупив на них дешевый бот-трафик с бирж — накруток поведенческих факторов, в выдаче давно бы остались сайты с максимальными бюджетами на рекламу. Однако, это до сих пор не так.

На всякий случай, обратившейся компании было поркомендовано следующее:

- закрыть доступ по ip роботам из других стран

- написать в Яндекс из панели Вебмастера о том, что трафик никакого отношения к сайту не имеет и что подозревается атака недобросовестных конкурентов (лучше превентивные меры, чем потом оправдываться по факту пессимизации)

К счастью, то ли денег у конкурентов было немного, то ли поняли они всю бессмысленность подобных атак, только «излишний» трафик дней через пять закончился, и все показатели опять пришли в норму. Отделались легким испугом.

2 случай: когда трафик падает

Второй случай был не менее интересный, здесь сыграла роль и психология.

Совсем недавно обратились ко мне знакомые с просьбой помочь решить проблему. 14 числа в два раза обрушился трафик из органического поиска по Google Analytics.

Присылают скрин.

Действительно, обрушился в два раза.

Непонятно, менеджер по маркетингу пришел на эту должность всего пять дней назад, пытался найти концы, толком объяснить ничего не может.

Я попросила доступы к Аналитикс, чтобы понять, в чем причина падения.

Первое, что меня насторожило, это сравнение списка поисковых запросов в день до падения трафика и в день после падения трафика.

В день «до» запросов было порядка 200, и они были разнообразны, вплоть до перечисления возраста, на который была рассчитана данная услуга.

В день «после» ядро запросов было намного скуднее — всего-то 50, и разнообразием они не отличались.

Конечно, можно предположить, что в апдейт Яндекса, который был как раз в это время, сайт пессимизировался и резко выпал из топ 50 куда-то далеко.

Но что-то мне подсказало, что сайт никогда и не стоял в органике по стол разнообразым запросам. Где он мог получать переходы по таким запросам? Конечно, в Директе.

Пара наводящих вопросов маркетологу — и, бинго! UTM -метки как раз переделывались в те самые дни, когда трафик так внезапно «обрушился».

Почему пишу в кавычках? Потому что настоящий органический трафик из поисковых систем не изменился, как был, так и остался в пределах сотни переходов в день. А все остальное до 14 числа Аналитикс считалось органикой, хотя по сути было оплаченным поисковым трафиком из-за криво настроенных в Директе utm – меток.

Перепроверить гипотезу оказалось очень просто: параллельно на сайте стояла ЯндексМетрика. И в ней ни 14, ни какого другого числа никакого падения трафика не обнаружилось.

Поэтому, всем и каждому, кто ведет контекст в Директе и предпочитает пользоваться Аналитиксом: не забывайте о UTM – метках при настройке контекстной рекламы. Иначе потом обеспечите себе немало седых волос. И не доверяйте графикам!